+38 (044) 222-71-54

+ 38 (067) 774 51 71
Заказать консультацию
г. Киев, ул. Панаса Мирного 7
Подписаться на рассылку
г. Киев, ул. Панаса Мирного 7
Заказать консультацию
Подписаться на рассылку

Налог на выведенный капитал

Наконец-то был подготовлен законопроект, в котором отразились окончательно сформулированные мысли о налоге на выведенный капитал (НнВК), предстоящему стать заменой налога на прибыль. Министерство финансов внедряет некоторые инновации, которые могут определенным образом повлиять на бизнес. Из-за этого грядут миллиардные потери бюджета, но регулятор уверен, что это того стоит.

В Минфине уже готов законопроект, который предполагает, фактически, замену налога на прибыль. Сегодня его основная ставка равняется 18 %. Однако данный налог не исчезнет просто так, на смену ему придет налог на выведенный капитал. Последний планируется применять к нераспределенным дивидендам, а также ко всем приравниваемых к ним платежам. Предполагается, что ставки НнВК будут дифференцированными – 15 % и 20 %. В первом случае из финансовых сделок, касающихся выведения капитала, непосредственно ФЛП (владельцам) и юрлицам (нерезидентам). Имеются в виду прямые выплаты, финансовая прибыль акционеров, в любом исчислении – денежном или натуральном, причем не имеет значения, если некоторые из них оформлены по-другому. Для нерезидентов налоговая ставка (доход/прибыль) равняется 0 %. Во втором случае из финансовых сделок, приравниваемых к выведению капитала.

Подготовленный проект предусматривает и другие нововведения. Например, избрание подходов обложения налогом процентов, привлекаемых от нерезидентов, от пользования кредитом. Считать плательщика связанным лицом с нерезидентом можно в нескольких ситуациях. Общая сумма принятых им кредитов у этого нерезидента больше суммы личного капитала как минимум в полтора раза и выше. Что же касается компаний/учреждений, связанных только с лизингом, то превышение зафиксировано в пять раз. В данном случае налог с суммы процентов взимается 5 %. С суммы тех процентов взимается налог 20 %, которые выплачиваются нерезидентам в определенных обстоятельствах. Например, если их регистрация находится в юридической компетентности государства с низкими налогами. Или сумма принятых от них кредитов больше собственного капитала как минимум в 3,5 раза. Если речь идет о компаниях/учреждениях, специализирующихся только на лизинге, тогда, как минимум в пять раз.

Наряду с этим к уплачиваемым суммам, которые приравнены к прибыли акционеров и, соответственно, облагаемые налоговой ставкой 20 %, дополнены некоторые финансовые сделки:

  • лицам, не уплачиваемым НнВК, предоставляется имущество, без внесения какой-либо платы;
  • при некоторых обстоятельствах выплата роялти;
  • доначисления за ТЦО;
  • товары/услуги приобретаются у связанных лиц (те, которые пользуются упрощенной системой налогообложения);
  • получение денежной помощи, не возвращенной на протяжении года, лицами, не выплачивающими НнВК.

Введение налога, конечно же, не обошлось без разных диспутов. Всем понятно, реализовать нормы проекта не удастся без моментальной потери бюджета. Минфином были получены данные о предстоящих финансовых потерях государственного бюджета в 2018 году, если закон начнет действовать. Цифра составляет 26,0 миллиардов гривен. Что же касается местных бюджетов, то эти потери составят 5,4 млрд. грн. Казначейская служба ранее опубликовала документ, в котором содержится план выполнения бюджета за первые восемь месяцев 2017 года. Здесь указано, что сумма 52038169220,38 грн. Именно таким является доход от налога, получаемого с прибыли. Из всех налоговых поступлений – это 10,93 %. Если рассматривать бюджет с общим доходом, не принимая в расчет межбюджетные трансферты, тогда – это 8,99 %.

Потери в бюджете реально компенсировать двумя способами. Сократить расходы или существенно повысить ставки налогов. Министерство финансов не поддерживает последний метод. Единственный приемлемый путь – это более эффективно использовать финансовые средства из бюджета и искать компенсаторов сокращения госрасходов. Правда, пока так и остается загадкой, какие же именно статьи расходов подпадают под сокращение.

Инвестиционная обстановка в стране довольно сложная и перспектива ее улучшить за счет НнВК кажется очень радужной и привлекательной. Институт Будущего в Украине провел исследования и выявил, что спустя пять лет, в общем, в экономику внутренние дополнительные капиталовложения достигнут порядка 600 млрд. грн. Это почти 15-20 млрд. $. Именно капиталовложения ускорят экономическое развитие страны, ее укрепление, а реальное ВВП в дополнительном приросте будет равняться от 0,8 до 1,9 % в год.

Но одновременно законопроект создан с подстраховкой от того, что вывод капитала будет скрытым. Это достаточно просто сделать, если воспользоваться популярной в стране схемой – связанные физические лица-предприниматели на упрощенной схеме налогообложения. Законопроект содержит интересную статью 1371. В ней говорится, что с выплаченной суммы в денежной или в другой форме изымается налог 20 %, так как она отождествляется с манипуляциями относительно выведения капитала. Это в том случае, если она связана с получением услуг/работ/товаров у лица, не уплачивающего налог – у связанного лица (упрощенная схема налогообложения).

По сути, те нормы, которые предложило Министерство финансов в законопроекте, напрямую влияют на сокращение теневых оборотов и препятствуют минимизации налогов. Однако экономически ослабленной стране достаточно сложно безболезненно принимать подобные решения и достойно встречать их последствия. Старые привычки не так-то просто изменить владельцам бизнеса, чтобы решиться на официальную выплату дивидендов, позабыв о выводе через расходы. Перестроить себя предстоит и фискальной службе, умерив проверки и ограничив доначисления.

Подводя итог, можно акцентировать внимание на некоторых аспектах. Нововведения от Минфина являются достаточно серьезным вызовом каждому конкретному владельцу бизнеса. Только грамотно продуманное налоговое планирование позволит оградить бизнес от растущих поползновений со стороны фискалов. Оно ориентировано на непрерывный мониторинг поправок и изменений, которые регулярно вносятся в налоговое законодательство.

Налог на выведенный капитал

По всем вопросам можете обращаться в наш офис в Киеве и по телефонам:

+38 (044) 222-71-54 , г. Киев, ул. Панаса Мирного 7

+ 38 (067) 774 51 71

Заказать консультацию



Наши Клиенты

Сертификаты

Заказать консультацию



Подписаться на рассылку